Драч Г. В. Начало античной философии как методологическая проблема

Обращаясь к первым философам Древней Греции, М. К. Петров рассматривал их как творцов и провозвестников рационального мышления. Ряд обсуждаемых им теоретических вопросов определяют направление конкретного историко-философского исследования, то есть имеют методологическое значение. К их числу относится проблема «субстанции» и исходного «ассоциативного субстрата». М. К. Петров с пониманием говорит о попытках Ф. Корнфорда и Дж. Томсона нарушить традицию «исторической ретроспективы» и изменить русло исследований, взяв за основу анализ исторических ограничений, накладываемых на мышление структурой языка и действующим в данный момент «ассоциативным субстратом». Как известно, при сопоставлении античных теогоний и космогоний Ф. Корнфорд выявил общую им так называемую генетическую (sex) модель. На смену ей приходит «исходная аналогия», которая представляется М. К. Петрову довольно прозрачной – это товарообмен, деньги. Об этом свидетельствует и сам Гераклит: «Все обменивается на огонь и огонь на все, как товары на золото и золото на товары». Помещая в один смысловой ряд «прекрасную упорядоченность», «космос» и «миропорядок», опирающийся на смыслообраз огня, М. К. Петров отмечает решающую роль исходной аналогии, что и объединяет досократиков в их отношении к Олимпу. Другая сторона родового мышления, не выделявшего себя ни из языка, ни из объективного мира, состоит в отождествлении имени и предмета («неназванное не существует и начинает существовать будучи названо»). Соответственно, обращение к идее «начала», «исходного единства» ликвидирует супранатуральный мир и отделяет слово от предмета. Философия строит общую картину мира на рациональном уровне, пытаясь понять его, исходя из него самого.