Катаева О. В. Критический метод как метод рациональной дискуссии в истории философии

Во всех учебниках по философии одной из важнейших функций философии называют критическую функцию. Её понимают как выявление и преодоление философией различного рода заблуждений, ошибок, суеверий, стереотипов, верований, расхожих мнений, домыслов. В этом смысле подчёркивается антидогматичная природа философского знания. Критическая функция философии также проявляет себя в критическом методе, который может иметь три аспекта. Во-первых, как критика идей, то есть критика философами других философских систем, их некоторых положений. Во-вторых, как критика предмета исследования, например, как критика чистого разума И. Канта. В-третьих, в смысле критического метода К. Поппера, который он называет неким общим методом философии, методом рациональной дискуссии, который применяется как в философии, так и в естественных науках. Как правило, философские идеи рождаются на основе тщательного изучения и критики других концепций. Не вызывает сомнения необходимость использования критического метода философом. Настолько ли важна роль критического метода в истории философии как особой философской дисциплины? В каком из трех выявленных аспектов критического метода возможно его применение в истории философии? Допустимо ли историку философии критиковать ту или иную философскую концепцию, идеи философской системы другого, возможно, мирового значения философа? Или же историк философии должен лишь адекватно излагать идеи той или иной философской концепции, не претендуя на её критику? Можно ли тогда говорить об использовании критического метода в отношении другого историка философии? Критический метод в смысле метода рациональной дискуссии К. Поппера, включающий в себя исторический метод, то есть рассмотрение точек зрения других исследователей, в большей мере есть метод истории философии.