Шиян А. А. Феноменология Гуссерля как предмет историко-философского исследования. К обоснованию одной методологии истории философии

В докладе на примере феноменологии Гуссерля будет предложен методологический подход к исследованию историко-философских концепций Я предлагаю рассматривать историко-философскую концепцию с точки зрения тех принципов, которые являются актуальными сегодня и которые получили свою развитие во многих направлениях философии ХХ века. Феноменология Гуссерля – одно из философских учений, которые не только определяла дух времени, но и несло в себе ряд общих принципыов, характерных для философии ХХ века. Эти принципы следующие: исследование чего-либо путем рефлексивного обращения к тому повседневному опыту, в котором был изначально дан этот предмет; фиксация предпосылок и исходных позиций исследователя; учет исторического размера любых данностей и любого видения мира. Конечно, эти принципы соответствуют определенной онтологической установки в отношении мира, сознания, идеальных сущностей. Она также будет эксплицирована в докладе. Однако при рассмотрении общих онтологических и методологических принципов феноменологии Гуссерля нельзя обойти вниманием те понятия и положения, которые стали «визитной карточкой» философии Гуссерля и без которых не обходится практически ни одно из ее изложений. Их можно резюмировать в следующих понятиях: интенциональность, редукция/эпохе, жизненный мир, трансцендентальная субъективность/интерсубъективность. У этих понятий есть стандартное (школьное) понимание, которое можно найти во всех учебниках по истории философии и во многих монографиях, посвященных Гуссерлю. Однако, как и сама феноменология Гуссерля, они содержат много противоречивых моментов и допускают разное толкование. Моя задача – показать, как выше обозначенные принципы феноменологии осуществляются и конкретизируются в ходе рассмотрения понятий интенциональности, редукции/эпохе, жизненного мира и трансцендентальной субъективности/интерсубъективности.