Силенко С. В. Компаративный анализ как методологическая процедура историко-философского исследования (на примере анализа методологических концепций В.Дильтея и Г. Риккерта)

Компаративный анализ как методологическая процедура играет важную роль в современных междисциплинарных исследованиях, позволяя выявить и сравнить общее и особенное в развитии интересующих исследователя феноменов, обнаруживая в результате такие спецификации каждого из исследуемых объектов, которые характеризуют их конвергентное единство, диахронный срез развития, имеющиеся взаимовлияния. Представляется, что метод компаративного анализа имеет существенное значение для историко-философского исследования. Применительно к исследованию методологических концепций крупных представителей западной философской традиции В.Дильтея и Г.Риккерта метод компаративного анализа позволил получить следующие результаты: Оба мыслителя признают, что существует четкая граница между знанием о природе и знанием о культуре. Этой границей является отнесение к ценности, поэтому естественное и гуманитарное познание не могут пользоваться одинаковыми методами. Для Дильтея индивидуальность - это психофизическая целостность, для Риккерта - ценностно-логическая целостность. Исходя из различного понимания индивидуальности Дильтей и Риккерт формируют свои методологические концепции. Применение метода компаративного анализа позволило не только выявить специфические характеристики методологических концепций В.Дильтея и Г.Риккерта, но и обозначить некоторые особенности метода «ценностной интерпретации», разрабатываемого представителями баденской ветви неокантианства.