Соловьев А. П. Казанская духовно-академическая философия (1842–1918): институциональный аспект

Философия в Казанской духовной академии (КазДА) имеет особенности, имеющие своим истоком не только общее для духовных академий отношение к философии, но и локальную специфику. Общее отношение к философии в духовно-академической среде второй половины XIX – нач. ХХ вв. можно охарактеризовать так: философия вторая после богословия наука, которая является пропедевтикой для последней. И в этом смысле философия нужна, но как нечто второстепенное. Локальная специфика определяется тем, что КазДА, оказалась последней по времени создания академией после Петербургской, Московской и Киевской. Следовательно, и преподавать философию приглашали выпускников столичных академий. И если на ранних этапах преобладали выпускники Московской духовной академии, которые воспроизводили лекции своего учителя профессора МДА Голубинского, то начиная с середины 1860-х годов, в КазДА философию преподают либо выпускники СПбДА, либо самой КазДА. Такое положение дел приводит к тому, что преимущественное влияние на преподавание и исследование философии в КазДА оказывают два ректора – выпускника КазДА: архимандрит (впоследствии – архиепископ) Никанор (Бровкович) (1868–1871) и епископ (впоследствии – митрополит) Антоний (Храповицкий) (1895–1900). Их влияние сказывается не только в том, что их тексты, лекции и личные беседы с преподавателями и студентами способствует повышению интереса к философии, но и тем, что они формируют этот интерес через создание новых организационных форм философских исследований. Архиеп. Никанор вводит практику индивидуальных собеседований со студентами, в том числе и на философские темы. А митр. Антоний организует студенческое философское общество, которое продолжает действовать и после его отъезда из Казани. Показателем результативности подобных практик оказывается серьезное увеличение количества статей по философской тематике в журнале КазДА «Православный Собеседник», а также увеличение количества студентов, пишущих кандидатские исследования (ВКР) по философской тематике.